Главная » ИНВЕСТИЦИИ » Банк «Яндекса» будет выдавать кредиты водителям и курьерам

Банк «Яндекса» будет выдавать кредиты водителям и курьерам

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В 2022 году Яндекс Банк может выдать первый кредит, рассказал в интервью РБК Тигран Худавердян, глава «Яндекса».

Полный текст интервью читайте на сайте РБК утром 20 декабря.

Об интересе ИТ-холдинга к созданию финансовых продуктов стало известно осенью прошлого года: «Яндекс» тогда договаривался о выкупе акционерного капитала TCS Group (головная структура Тинькофф Банка), но сделка в итоге не состоялась. Однако интереса к банковскому сектору «Яндекс» не потерял. Как объяснял ранее Худавердян, после срыва сделки с TCS компания выбирала между разными стратегиями: «Будем ли мы это делать в партнерстве, будет ли это неорганический рост с помощью, возможно, покупки или объединения с другими игроками, или, может быть, все начнем с нуля». В итоге в середине июля 2022-го ИТ-холдинг приобрел за 1,1 млрд руб. банк «Акрополь», получив в рамках сделки все лицензии организации, в том числе банковскую. В сентябре он был переименован в Яндекс Банк. «Лицензии «Акрополя» позволят компании развивать направление финансовых сервисов и создавать новые продукты для пользователей и партнеров», — объясняли в компании.

Как признается Худавердян, банковский бизнес «сложный, где даже если есть идея и концепция, нужно быть аккуратным». «Суперинноваторами» в банковских продуктах «Яндекс» быть не планирует: «Наша основная задача — это предоставить финансовый сервис, который скругляет углы и делает более доступными в использовании транзакционные сервисы «Яндекса» для наших партнеров и ядерной аудитории. Мы также хотим сделать более удобными процессы оплаты и предоставить сервисы той когорте населения, которая сейчас в некотором смысле ограничена в получении финансовых услуг».

Среди таких категорий населения, по его словам, — водители такси и курьеры в статусе самозанятых, которые по разным причинам сейчас не имеют возможности получать финансовые услуги у банков: «В частности, потому что их доходы, транзакции не всегда видны крупным банкам. И они вынуждены пользоваться микрофинансовыми организациями, брать, например, кредиты под очень высокие проценты». Как объясняет Худавердян, причина отказа — отсутствие или минимальный объем информации о потенциальных заемщиках даже в БКИ. У «Яндекса» же, по его словам, благодаря разным сервисам есть много различных данных, которые могут использоваться для оценки: «Например, мы знаем, что человек работает водителем такси — уже три года или полгода — совершает 15 поездок в день. Или это пользователь, который имеет хорошую историю в использовании разных транзакционных сервисов: вовремя оплачивает покупки в рассрочку и так далее. И мы можем принять решение, что можем выдать кредит под процентную ставку, которая доступна вам, получающей зарплату в РБК и предоставляющей справки в банк. Это выравнивает условия для всех этих людей».

Понятие самозанятости появилось в российском законодательстве в 2017 году. Как рассказывал РБК в ноябре Даниил Егоров, глава Федеральной налоговой службы, число самозанятых и индивидуальных предпринимателей в России сравнялось — примерно по 3,5 млн человек обеих категорий. Стать самозанятыми могут предприниматели без наемных работников, чей доход не превышает 200 тыс. руб. в месяц (или 2,4 млн руб. в год). Самозанятые платят 4% за услуги физлицам и 6% при работе с компаниями вместо стандартной ставки подоходного налога (НДФЛ) 13%. «Яндекс», как отмечал ранее глава правительства Михаил Мишустин, стал одной из первых компаний, которая интегрировала в свою систему сервис для самозанятых «Мой налог»: «Очень важно, что Аркадий (Волож, сооснователь «Яндекса». — РБК) первый поддержал наши начинания при создании мобильного приложения [«Мой налог»], сделал API-интерфейс. И очень важно, что все «Яндекс»-таксисты (водители — партнеры «Яндекс.Такси». — РБК) на сегодняшний день имеют возможность работать самозанятыми абсолютно в легальном поле», — отмечал премьер. По данным «Яндекс.Такси» на середину августа 2020-го, более 170 тыс. самозанятых водителей выполняли заказы сервиса.

Но большинству самозанятых тесно в тех рамках, которые устанавливает для них эта форма регистрации занятости, показал совместный опрос AliExpress, Ozon и Wildberries. Так, 71% участников опроса посчитали необходимым увеличить лимит на оборот самозанятых. На вопрос о том, есть ли потребность в сервисах, которые сейчас не работают с самозанятыми, мнение участников опроса разделилось поровну. Те, кто высказался положительно, сочли, что им не хватает банковских, логистических сервисов, услуг по предоставлению кредитов, складских сервисов, приема бесконтактной оплаты, работы с некоторыми маркетплейсами, а также услуг по регистрации бренда и сертификации.

Источник

Оставить комментарий