По словам президента России, в том, что цена на газ в Европе побила все исторические рекорды виноваты «резкие необдуманные действия» и ошибки властей ЕС
Владимир Путин (Фото: Алексей Дружинин / ТАСС)
Мировая экономика сейчас успешно восстанавливается после кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции COVID-19, спрос на энергоносители увеличивается и, как следствие этого, идут вверх и цены на них. Однако к резкому росту цен на европейском энергетическом рынке привело не только это, но и «резкие необдуманные действия» и ошибки властей. Об этом заявил на прошедшем в среду в режиме видеоконференции совещании по вопросам развития энергетики президент России Владимир Путин.
«Глобальный энергетический рынок не терпит суеты и шараханий, инвестиционные планы здесь носят долгосрочный характер. Поэтому резкие необдуманные действия могут привести и, судя по сегодняшней ситуации на рынке, уже приводят к серьезным дисбалансам», — сказал Путин.
Президент России назвал ошибкой принятое Еврокомиссией решение о сворачивании долгосрочных контрактов на поставки газа и переориентацию на биржевую торговлю топливом.
«Сегодня стало абсолютно очевидным, что эта политика является ошибочной — ошибочной, так как не учитывает специфики газового рынка из-за большого числа факторов неопределенности. А в результате сейчас цена на газ побила все исторические рекорды: сегодня она уже стремится к двум тысячам долларов за тысячу кубометров — это более чем в десять раз больше средней цены прошлого года», — указал Путин.
6 октября биржевая цена на газ в Европе впервые превысила отметку $1900 за тыс. кубометров. На пике стоимость ноябрьских фьючерсов по индексу самого ликвидного европейского хаба TTF в Нидерландах достигла €161,5 за МВт·ч, или $1969,2 за 1 тыс. куб. м по текущему курсу. Одновременно с этим шли вверх и цены на другие энергоносители. Так, например, цена на энергетический уголь в Европе превысила $300 тонну, побив рекорд 2008 года, а стоимость барреля российской нефти марки Urals впервые за три года поднялась выше отметки $80.
Однако во второй половине дня газовые котировки резко упали — стоимость ноябрьских фьючерсов по индекс TTF в Нидерландах опустилась до €107,3 за МВт·ч, или ниже $1300 за 1 тыс. куб. м по текущему курсу.
Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач заявил РБК, что принятые Еврокомиссией меры, включая нормативные акты, обязывающие участников рынка «чуть ли не согласовывать» долгосрочные контракты с европейскими чиновниками.
«Разумеется, это сдерживало процесс подписания новых контрактов на импорт, особенно, если это касалось российского трубопроводного газа. Это по импорту. При этом сама система устояла пусть и с некоторой модификацией», — сказал он.
Гривач назвал систему внутренних долгосрочных контрактов полностью разрушенной. «И первый серьезный дефицит сразу привел к быстрому многократному росту котировок», — добавил он.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что российские поставщики не имеют никакого отношения к росту цен на газ в Европе.
«Но все это не связано с Россией. И только непрофессионалы, только люди, не понимающие сути происходящего, могут вообще как-то упоминать Россию в этом контексте», — сказал Песков.
В сентябре в Европарламенте заявляли, что «Газпром» может быть виновен в росте цен на газ и планирует использовать ситуацию, чтобы получить разрешение на запуск трубопровода «Северный поток-2» до одобрения немецких и европейских регуляторов. В компании эти обвинения отвергли.