Общий объем максимально возможных расходов, которые охватят 60 млн человек, составит примерно 7,2 трлн рублей в год. Чтобы понимать, о какой сумме идет речь: расходная часть федерального бюджета на 2021 год составляет 21,5 трлн рублей, а Фонд национального благосостояния (ФНБ) аккумулирует на сегодняшний день 13,8 трлн рублей…
Хотя сама по себе идея, безусловно, благая. Ее суть — обеспечить 60 млн человек, относящихся к наименее социально защищенной категории граждан, безусловным базовым доходом. Однако тема БДД существует в России лишь в формате дискуссии, причем – исключительно с участием оппозиционных депутатов или независимых аналитиков. Власти в ее сторону не смотрели никогда.
На самом деле, проблема не в том, сколько денег потребуется в данном конкретном случае. Она — в системной скаредности государства, в его многолетнем упорном нежелании распечатывать финансовые кубышки, в которых мертвым грузом, без всякой пользы для людей лежит избыточный капитал. Она – в холодном циничном настрое отвергать или тормозить на правовом уровне почти любые инициативы социальной направленности, под непрошибаемым предлогом «недостатка дополнительных бюджетных средств».
Чего стоит один только многострадальный проект индексации пенсий работающим пенсионерам, на который кабинет министров четыре раза давал отрицательное заключение – в 2017-м, 2019-м, 2020-м и 2021 годах. Тут цена вопроса, по разным оценкам, варьируется от пары сотен миллиардов до 1 трлн рублей в год. Если уж такой суммой власти упорно не хотят делиться, хотя индексация пенсий для всех прописана в Конституции РФ), о чем тогда можно говорить в случае с 7,2 трлн, требующихся на реализацию инициативы справедливороссов, внешне популистской, но содержательно абсолютно правильной?
Уж сколько их упало в эту чиновничью бездну – вполне полезных для России инициатив, с ходу отклоненных думско-правительственным «агрессивно-послушным» большинством. Много чего можно вспомнить – и предложение ввести трехлетний мораторий на платы с большегрузов по системе «Платон», и законопроект об уголовном наказании за незаконное обогащение, и меру по ограничению премий высших чиновников, и закон, который бы запрещал занятие ключевых постов лицами с судимостью за коррупцию…
Инициатива обеспечить постоянной выплатой семьи с детьми, если абстрагироваться от политики («правильная» ли партия ее внесла), преследует еще одну остросоциальную цель, пожалуй, важнейшую из всех.
Наша страна – один из лидеров по концентрации национального богатства в руках меньшинства населения: свыше 70% ее финансовых и нефинансовых активов находится в собственности 5% граждан. Задача преодоления этого чудовищного неравенства никогда не была в приоритете у властей. Нынешняя модель российской экономики и госуправления не позволяет создать механизм справедливого, в пользу самых бедных слоев, перераспределения денежных потоков.
О лучших мировых образцах типа государственного пенсионного фонда Норвегии и мечтать не приходится. Основанный в 1990 году, с невероятными активами в $1,3 трлн, он аккумулирует сверхдоходы от продажи нефти — ради обеспечения благосостояния будущих поколений норвежцев (на каждого жителя королевства из фонда приходится по $237 тысяч). А наш ФНБ, как обвешанный ржавыми замками сундук скупого Скруджа или, если угодно, Кощея, чахнущего над своим златом, служит неизвестно чему и кому.
ФНБ подпитывается экспортной выручкой по бюджетному правилу, которое предписывает перечислять в него дополнительные нефтегазовые доходы при ценах выше цены отсечения ($43,3 за баррель в 2021 году плюс 2% ежегодно). Декларируемая государством цель – снижение зависимости бюджетной политики России от внешней сырьевой конъюнктуры. Фактически же речь идет об искусственном удержании населения в состоянии низких цен на энергоносители при высоких котировках на мировых рынках. Это как если бы токарю-сдельщику поставили ограничение: произвел сорок деталей за смену, а сорок первая и последующие уже не оплачиваются.
Словом, не надо, чтобы люди жили лучше, не надо, чтобы экономика развивалась. Напротив, ее нужно целенаправленно тормозить. Целее будем и денег больше сбережем, искренне полагают в Минфине и прочих заинтересованных ведомствах.
Россия обладает самыми большими на планете запасами природного газа, вторыми по величине запасами угля и восьмыми – нефти. Она также является крупнейшим экспортером газа и вторым после Саудовской Аравии поставщиком нефти. Однако практической пользы от этого гражданам – около нуля. Государство, с его профицитным бюджетом, с пухнущим от «лишних» денег ФНБ, способно расщедриться только на привязанные к выборам единовременные выплаты по 10-15 тысяч рублей.