Экономисты спорят и гадают, будет ли еще одна рецессия из-за коронавирусной пандемии. Пока ситуация на американском рынке труда неоднозначна. С одной стороны, общий показатель безработицы в США низкий – 4,2%. Рынок США в октябре пополнился 548 тыс. рабочих мест – шикарная цифра, говорят экономисты. Но не все так безоблачно. В ноябре темпы роста занятости резко упали до 210 тыс. рабочих мест, и это – далеко не самый серьезный предмет озабоченности специалистов.
Во-первых, общий показатель безработицы – не самый лучший индикатор: он не отражает тех, кто ушел из статистики, отчаявшись найти работу, или вообще даже не пытался зарегистрироваться в качестве безработного; в него не входят временные работники, те, кто работает неполную рабочую неделю, самозанятые и т.д.
Во-вторых, на почти 7 млн безработных американцев приходится 11 млн незаполненных вакансий, а это означает несоответствие спроса и предложения работы. Очень часто люди, потеряв интересную и хорошо оплачиваемую работу, новую аналогичную уже не смогут найти никогда – особенно те, кому под или за пятьдесят. (Дискриминация по возрасту в США запрещена законом, но широко практикуется в скрытой форме). Человек, к примеру, хочет и может работать менеджером фармацевтической компании, а ему предлагают сидеть за рулем дальнобойного грузовика или работать на складе онлайн-магазина.
В-третьих, Штаты – большая страна с очень разной ситуацией в разных регионах. В октябре этого года уровень безработицы в Калифорнии и Неваде достигал 7,3%, в Нью-Джерси – 7%, зато в Небраске он не превышал 1,9%, а в Юте – 2,2%.
Собственно, для россиян во всем этом нет ничего удивительного – в России региональные различия еще резче, чем в Америке. Летом этого года уровень безработицы в РФ варьировался от 1,9% в Санкт-Петербурге до 30,5% в Республике Ингушетия. А уж дискриминация по возрасту – это «наше всё», в России ее применяют куда более открыто, чем в Соединенных Штатах.
Помощь безработным: кому и сколько
Как же живут безработные в Америке, кто и как платит им пособия по безработице в США, и кто имеет право на их получение? Начнем с конца: пособия выплачиваются только тем, кто потерял работу «не по собственной вине». Эта формулировка подразумевает, что человек не ушел по собственному желанию, а уволен по инициативе администрации, но не за плохие результаты работы или нарушение трудовой дисциплины, а только в результате какой-нибудь «реорганизации», «реструктуризации» или «оптимизации» компании-работодателя.
В обычное, «мирное» время, без пандемии, права на пособие по безработице не имеют те, кто работает неполную рабочую неделю, внештатники, самозанятые граждане и подрабатывающие студенты. Этого права могут лишиться и те, кто уже получает пособие, но не отчитывается вовремя о поисках работы: нельзя получать пособие, не занимаясь активно своим трудоустройством.
Система страхования на случай безработицы была создана в Америке в 1935 году как смешанная федерально-региональная программа, которая в каждом штате работает по-своему. Фонды страхования на случай безработицы формируются почти исключительно за счет взносов работодателей, которые они платят в виде особого налога как в пользу федеральной казны, так и в казну штата, где работает компания. С наемных работников страховые отчисления на случай безработицы не взимаются почти нигде. Есть только три штата – Нью-Джерси, Пенсильвания и Аляска, – где из зарплаты вычитают такой страховой налог.
Вопросами помощи безработным – как финансовой, так и в трудоустройстве – занимаются департаменты труда 50 штатов США, каждый из которых имеет свои офисы в разных городах и муниципалитетах. Лет 10 – 15 назад можно было физически прийти в такой офис и пообщаться там с живыми сотрудниками, но сейчас почти везде в целях «оптимизации» переключились на телефонно-интернетное обслуживание – общение «вживую» сведено к минимуму.
Размер пособия по безработице зависит от размера зарплаты, получаемой до увольнения, а также от штата, в котором живет лишившийся работы человек. Как правило, пособие покрывает от 30% до 50% бывшей зарплаты, но разброс в цифрах чрезвычайно велик: так, максимальное пособие в Массачусетсе составляет $823 в неделю, а в штате Миссисипи – $235. Для сравнения: максимальный размер пособия по безработице в России — 12 130 рублей в месяц, которые выплачиваются максимум в течение года.
Расчет пособия производится на основе заработка за последние 52 недели. А максимальный срок получения пособия – обычно 26 недель. Но возможны варианты: например, в Монтане этот срок составляет 28 недель, в Джорджии – 20, в Арканзасе – 16, а во Флориде – 12 недель. Не будем уходить из экономики в политику, но сокращенные сроки и минимальные размеры пособий по безработице – это атрибут консервативных штатов, находящихся под республиканским управлением. Там исповедуют социальный дарвинизм, выживание сильнейших и «протекание богатства сверху вниз», говоря словами Рональда Рейгана, этого идола консерватизма. Богатство, однако, упорно не желает «протекать» и остается наверху…
Форс-мажор меняет расклад
Всё вышесказанное, однако, имеет отношение к «мирному» времени, а не к нынешней эпохе пандемии. В чрезвычайных обстоятельствах действуют особые законы и правила – в том числе, в сфере занятости и поддержки тех, кто из этой занятости выпал. Американское государство – далеко не самое щедрое в том, что касается мер социальной защиты. Но американские политики – даже правоконсервативные – понимают, что на потребительском спросе держится большая часть (а точнее — две трети) экономики США, поэтому платежеспособность населения в кризисную годину надо поддерживать.
Фото: pixabay.comТак было во время «Великой рецессии» 2008–2009 годов, когда на на нижней точке экономического спада безработица в США подошла к 10-процентной отметке: пособие по безработице тогда платили 99 недель, потом продлили еще на 73 недели… Так происходит и в последние два года, когда коронавирусная пандемия поставила под угрозу анемичное, в общем-то, выздоровление мировой экономики после той «Великой рецессии».
Безработицу американцы измеряют ежемесячно и еженедельно. По итогам каждого месяца Минтруд США публикует статистику создания новых рабочих мест и общий показатель безработицы в процентах от работоспособного населения. Каждую неделю по четвергам оглашается цифра поданных за неделю первичных заявлений на пособия по безработице. В начале апреля 2020 года – в разгар пандемии, когда очень многие компании были на локдауне, – количество первичных заявлений поставило абсолютный рекорд всех времен: 6,2 млн. Предыдущий рекорд в США был установлен в начале октября 1982 года – 695 000.
С учетом этой катастрофической ситуации в конце марта 2020 года срок выплаты пособий безработным был продлен за счет федеральных щедрот на 13 недель (в дополнение к обычному сроку, установленному штатами). Федеральное правительство добавило к пособиям по безработице, размер которого устанавливают штаты, свои $600 в неделю – эта льгота действовала четыре месяца. В марте 2021 года был принят еще один пакет кризисной помощи, который дал безработным федеральную добавку к пособию в размере $300 в неделю сроком до 6 сентября 2021-го. При этом первые $10 200 из общей суммы получаемого пособия освобождались от налогообложения – этим могли воспользоваться все безработные, чей прошлогодний доход не превышал $150 000.
Федеральное правительство также субсидировало в размере 100% стоимость медицинского страхования уволенных работников – с тем, чтобы компании могли сохранять уволенных в своих страховых планах. Эта льгота действовала до конца сентября.
Программа помощи безработным на период пандемии предусматривала выплату пособий тем категориям трудящихся, которые ранее не имели права на помощь, – фрилансерам, независимым подрядчикам, самозанятым и работающим неполную неделю. Это положение также действовало до 6 сентября 2021 года. Будет ли что-то меняться с учетом ухудшения эпидемиологической ситуации (штаммы «Дельта», «Омикрон», четвертая волна пандемии и т.д.) – пока открытый вопрос.
Поощряют ли пособия безделье?
С самого начала чрезвычайные меры господдержки безработных вызывали ожесточенное сопротивление правоконсервативных сил. Социальные дарвинисты считают, что все должны работать (ну чем не Советский Союз – «кто не работает, тот не есть»?), а пособия поощряют «дармоедство». Поэтому еще до истечения срока действия экстренных федеральных мер (6 сентября 2021 г.) 26 штатов отказались от федеральной помощи безработным – нечего, мол, лежать на диване, надо брать любую работу, которую предлагают.
Некоторое время назад интернет-ресурс thehill.com приводил статистику, которая в определенной мере подтверждает этот тезис консерваторов: после окончания экстренных федеральных мер поддержки количество долгосрочно-безработных сократилось. Но это ведь как посмотреть: когда люди от безысходности берут любую работу или, возможно, переходят с пособий по безработице на пособия по бедности – это хорошо или плохо?
Фото: pixabay.comПоговорите с людьми и убедитесь: сколько голов – столько умов. Это одинаково правдиво и в Америке, и в России, и где угодно еще. Живущий недалеко от Чикаго русскоязычный соотечественник Марк П. сформулировал свою философию таким образом: «Я что, больной – идти работать, когда у меня пособие по безработице больше зарплаты? Вот когда снимут с пособия, тогда и пойду». И пояснил: если бы у меня была хорошая работа, за которую бы я держался, был бы другой разговор. Но человеку, оказавшемуся в эмиграции в 50-летнем возрасте, получить хорошую работу малореально. А от плохой можно и отдохнуть, получая пособие.
Другой бывший «советский товарищ», Юрий М. из Сан-Франциско, с истинно трамповским рвением провозглашает свое категорическое нежелание «кормить дармоедов» и с гордостью заявляет, что «после приезда в Америку 30 с лишним лет назад ни дня не сидел на государственных пособиях». «Я не для того уезжал из Совка, чтобы здесь опять иметь социализм!» – гневно восклицает он.
Идеологическая борьба в Америке идет не слабее, чем в сталинском СССР. Вслед за досрочным отказом от федеральной помощи, штаты, находящиеся под правореспубликанским контролем, теперь начинают выплачивать пособия ковидным диссидентам, уволенным по инициативе администрации за отказ прививаться (обычно уволенные за подобные дисциплинарные нарушения не имеют права на пособие). Такие законы уже приняты во Флориде, Теннесси, Айове, Канзасе; ряд других штатов собирается принять аналогичные законодательные акты после рождественских и новогодних праздников.
Криминал отгрыз кусок от пирога госпомощи
В начале октября этого года Минтруд США сообщил, что из $872 млрд, выплаченных федеральным правительством за период пандемии в качестве экстренной помощи безработным, не менее 10% было выплачено жуликам. Большие деньги – большой соблазн для мошенников: преступники сумели найти лазейки в правилах выплат, через которые увели из казны порядка $87 млрд. Эти лазейки были оставлены в спешке – законодатели стремились побыстрее помочь населению, пострадавшему в результате локдаунов и массовых увольнений, вызванных нашествием коронавируса.
В самом начале пандемии, когда программа экстренной помощи безработным только начала функционировать, некоторые ее элементы осуществлялись по упрощенной схеме. В частности, новые категории трудящихся, получившие шанс на помощь государства (самозанятые, временные контрактники), могли подать заявление на пособие и сами себя сертифицировать – в отличие от обычной, строгой процедуры проверки кандидатов на пособие. Благодаря этому мошенники довольно легко вбрасывали в систему чужие личные данные, украденные в результате хакерских взломов, и присваивали пособия, выписываемые на другое имя.
Федеральные власти США признают масштабы проблемы, но говорят, что, несмотря на издержки, все равно нужно было срочно помогать людям, лишившимся работы из-за пандемии. По оценке Бюро переписи населения США, федеральная программа помощи безработным в 2020 году спасла от нищеты 5,5 млн человек.
Будут ли осуществляться новые раунды чрезвычайной помощи в связи с пандемией – открытый вопрос. Все будет зависеть от того, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация. А пока инспекторы американского Минтруда ведут следственную работу по особо крупному ограблению казны псевдонуждающимися в помощи – объем инспекторской работы увеличился по сравнению с «мирным» временем в 1000 (!) раз.
Свои расследования ведут и власти штатов, которым для этой деятельности было отпущено из федеральной казны $240 млн. Впрочем, эту помощь тоже частично могут разворовать – ведь среди инспекторов порой попадаются «гнилые яблоки», как их называют в Америке. Коррупция, как и финансовое мошенничество, не являются прерогативой формирующихся рынков, таких, как Россия: в Америке этого «добра» тоже немало.
Илья Бараникас.