Европарламент предложил ускорить введение углеродного налога и расширить его на поставки в Европу аммиака, органической химии и пластмасс. Если поправки будут приняты, российский экспорт может понести дополнительные потери
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Европарламент представил проект поправок к европейскому «механизму пограничной корректировки углеродных выбросов» (CBAM), неформально известному как углеродный налог. Поправки презентовал член комитета Европарламента по вопросам окружающей среды, общественного здоровья и безопасности пищевых продуктов, уполномоченный докладчик от комитета Мохаммед Чахим. Этот комитет ответственен за согласование текста регулирования по углеродному налогу.
Среди основных предложенных поправок:
- изменение сроков введения углеродного налога: платежи предложено взимать уже с 2025 года — на год раньше, чем предложила Еврокомиссия;
- углеродный след товаров, ввозимых в Евросоюз, предлагается измерять не только по прямым выбросам, но и по косвенным, произошедшим на предыдущих стадиях технологической цепочки, то есть с учетом потребляемой при производстве товара электроэнергии;
- расширение CBAM на импорт в ЕС аммиака, водорода, органических химических соединений и пластмасс и изделий из них.
Проект трансграничного углеродного регулирования, изначально предложенный Еврокомиссией летом 2021 года, охватывает поставки цемента, электроэнергии, удобрений, черных металлов и алюминия. Исходя из объемов импорта из России в ЕС этих категорий товаров, углеродный сбор потенциально затрагивал российские поставки на сумму почти €7 млрд в 2020 году (около 7% от прошлогоднего общего импорта товаров из России в Евросоюз), писал РБК. Однако с учетом предложений Европарламента объем импорта из России, подпадающего под CBAM, возрастает до €8,7 млрд. В 2020 году ЕС закупил российского аммиака на €187 млн, органических химических соединений на €994 млн и пластмасс на €521 млн, следует из базы внешней торговли ЕС, проанализированной РБК. Поставок водорода практически не было.
Изменение параметров CBAM, как оно предложено ответственным комитетом Европарламента, приведет к росту доли экспорта, подпадающего под налог, для Белоруссии с 19,2 до 22,9% от общего экспорта республики в ЕС, для России — с 7 до 8,3%, утверждает Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Минфина России в обзоре проекта поправок Европарламента (есть у РБК).
Как заявил РБК руководитель Центра макроэкономических исследований НИФИ Самвел Лазарян, эффекты на российскую экономику могут возникнуть раньше, чем это ожидалось изначально, поскольку полноценно ввести «углеродный налог» хотят уже с 2025 года.
Лазарян также указывает, что комитет Европарламента предлагает сократить период ликвидации бесплатных квот на выбросы для европейских производителей (сейчас европейские производители цемента, удобрений, алюминия и т.д. покупают только квоты, превышающие бесплатные лимиты). Углеродный налог для импортеров будет постепенно увеличиваться до 100% по мере сворачивания бесплатных квот в Европе. В изначальном предложении Еврокомиссии эта практика отменяется к 2035 году, но Европарламент теперь предлагает отменить бесплатные квоты для цементной отрасли в 2025 году, а для остальных отраслей — к концу 2028 года. Поскольку параметр бесплатных квот будет устранен уже к 2029 году, платежи по CBAM, в том числе для импортеров российской продукции, могут оказаться еще выше, отмечает Лазарян.
Доклад с поправками будет вынесен на голосование в ответственном комитете Европарламента. Это может произойти в апреле 2022 года, пишет журнал National Law Review. Окончательно проект трансграничного углеродного регулирования должен быть согласован Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС к 1 июля 2022 года.