Прогноз был пересмотрен после того, как президент Владимир Путин поручил правительству оценить изменение основных параметров федерального бюджета на ближайшие три года. В конце января годовая инфляция составила 8,82% (по оценке Минэкономразвития) при целевом уровне в 4%. А показатель инфляционных ожиданий держится пока вблизи многолетних максимумов — 13,7%: это на 0,2 процентных пункта выше, чем в ноябре 2021-го.
В целом отрыв реальных показателей роста цен, по которым живут люди, от бумажных, которые «рисуют» в своих прогнозах экономические ведомства, уже напоминает пропасть. Чиновники ссылаются на токсичность внешних факторов. О том, что значительная доля инфляции — «импортируемая», не раз говорил министр экономического развития Максим Решетников. Вот и сейчас, по оценкам ведомства, ее динамика будет зависеть прежде всего от ценовой конъюнктуры на мировых продовольственных рынках, от денежно-кредитной политики ведущих стран, от ситуации с урожаем и от темпов восстановления логистических цепочек. Отдельно Минэкономразвития указывает на риск непредвиденных бюджетных расходов: в их числе может оказаться индексация госконтрактов из-за подорожания стройматериалов.
Напомним, в прошлом году ведомство трижды корректировало свой прогноз по годовой инфляции: в апреле до 4,3% (с 3,7%, озвученных в сентябре 2020-го), в июле до 5%, в сентябре до 5,8%. Все эти корректированные прогнозы с треском провалились: официальная инфляция по итогам года, напомним, составила 8,39%.
«Цены в России не поддаются заклинаниям даже очень уважаемых госструктур, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Усилия Центробанка, вынужденного повышать ставку, тоже не дают должного эффекта. Нашей стране свойственна в основном «инфляция продавцов», которую разгоняют растущие затраты производителей на импортные комплектующие, сырье, оборудование. Поэтому сложно не только бороться с ней методами внутренней политики, но даже прогнозировать с достаточной точностью. И это не вина, а беда Минэкономразвития и ЦБ, что они «не попадают в такт с реальностью».
Тем не менее в ближайшие месяцы инфляция пойдет на спад и к концу года вполне может составить 6%. Хотя бы потому, что производителям и торговым сетям придется считаться с падающими доходами и низким платежеспособным спросом, рассуждает Гойхман.
«Свой прогноз Минэкономразвития опубликовало после выхода данных Росстата, согласно которым показатель инфляции в январе оказался на уровне 8,9%, — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Соответственно, речь идет о чисто техническом шаге. Вместе с тем фактические данные постоянно опровергают, обесценивают эти прогнозы, ведомство выступает в роли догоняющего».
Энергокризис, стремительно дорожающие природный газ, металлы, нефть, уголь — все это обернулось рекордной инфляцией в Европе и США. Поскольку стоимость энергии для коммерческих потребителей выросла вдвое, нас ждет новый виток цен на импортную продукцию, включая продукты питания, товары первой необходимости, автомобили, мобильные телефоны, электронику и бытовую технику. По словам Деева, по итогам первого полугодия инфляция может составить 9,5–10%, а к концу года, из-за сжатия потребительского спроса и замедления экономики, — 6–8%.
«Сейчас надежды российских и зарубежных регуляторов на ослабление инфляции связаны в основном с Федрезервом США, — говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. — Все ждут момента, когда он начнет повышать ключевую ставку и сворачивать программу количественного смягчения. Это должно повлиять на рыночных спекулянтов: сырье начнет дешеветь, а мировая инфляция — сдуваться. Однако в наших реалиях нужно еще и укреплять курс отечественной валюты, чего никто делать не собирается. Минфину удобно наполнять бюджет большой массой дешевых рублей и не заморачиваться развитием экономики».
«Прогноз Минэкономразвития можно назвать скользящим, догоняющим: понимая, что сохранять старый уже совсем неприлично, ведомство подгоняет его под фактическую ситуацию, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Однако с какой стати мы получим показатель в 5,9%, если проинфляционные факторы никуда не делись, более того, пополнились новыми и очень мощными? В частности, резким обострением геополитической обстановки. Шансы, что годовая инфляция в 2022 году перевалит за отметку в 10%, увеличиваются с каждым днем».