По словам Анатолия Чубайса, «самый мучительный» вопрос в низкоуглеродной повестке России — это плата за углерод. Даже при очень консервативной цене за тонну парникового газа в $10 стоимость для экономики составит ₽1,5 трлн
Фото: Евгений Софийчук / ТАСС
Введение платы за углеродные выбросы чем скорее, тем лучше, — единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от планируемого в ЕС «углеродного налога», считает спецпредставитель президента по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс.
«Из всего круга вопросов, которые мы обсуждали, есть самый мучительный, самый тяжелый — это плата за углерод: квоты, налог и т.д. Звучит логика: давайте мы проведем сахалинский эксперимент, посмотрим его результаты (там квоты, как известно) и на выходе будем решать, что делать дальше. Это здравая логика. Но понимаете, нам нужно соотносить эту логику с факторами, на которые мы не можем повлиять. Один из них — это трансграничный углеродный налог», — сказал Чубайс 11 февраля на правительственном совещании под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Сахалинская область выбрана пилотным регионом для опробования системы торговли квотами на выбросы.
На совещании обсуждался подготовленный Минэкономразвития проект плана реализации национальной Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Спецпредставитель президента напомнил, что Европарламент недавно предложил перенести начало взимания углеродного налога с 2026 года на 2025-й и убрать льготы для европейских производителей по предоставлению бесплатных квот на выбросы к концу 2028 года вместо 2035-го. Чубайс считает, что льготы в итоге отменят в 2030 году, но все равно раньше, чем изначально планировала Еврокомиссия.
«Что это означает? У них [европейцев] сейчас цена на бирже — $100 за тонну углекислого газа. 50% квот бесплатны, то есть эффективная ставка — $50 за тонну. К 2030 году она будет $100, если не считать динамики. Если вы сейчас положите $100 [в расчет потенциальной цены углерода для российской экономики], это будет совсем другая жизнь», — рассказал Чубайс. Текущая стоимость квот на выбросы парниковых газов в европейской системе EU ETS составляет €91 ($104) за тонну углекислого газа.
«То, что мы не уплатим в наш бюджет, мы уплатим в бюджет Евросоюза. Логика, что сначала давайте разберемся с сахалинским экспериментом, а потом будем решать, что делать, приведет к серьезному объему платежа в бюджет Евросоюза», — сказал Чубайс. По его мнению, избежать этого можно только одним способом: выйти на «принципиальное решение» в 2022 году и реализовать его в 2023-м. Соответственно, госбюджет на 2024–2027 годы должен быть сформирован с учетом этого решения «со всеми вытекающими последствиями», указал Чубайс.
Спецпредставитель добавил, что, по его подсчетам, если даже взять совсем небольшую цену за углерод для России в $10 за тонну, «при нашем объеме выбросов это 1,5 трлн руб.». «Давайте возьмем $1 — это 150 млрд руб.», — сказал он, подчеркнув, что «это серьезные вещи, это реальность, с которой придется считаться». Столько условно заплатит российский бизнес за право на вредные выбросы в рамках движения к декарбонизации.
При введении платы за углерод средства перераспределяются от углеродоемкого бизнеса к государству или более эффективным с точки зрения выбросов компаниям. Так, в рамках Европейской системы торговли квотами (EU ETS) компании, которым нужно приобрести разрешение на вредные выбросы, покупают квоты на государственных аукционах или у других компаний. В случае налога на углерод правительство устанавливает налоговую ставку из расчета за тонну углекислого газа.