Если на протяжении недели закупки бензина британцами впрок не носили массового характера, то к вечеру пятницы водители начали массово скупать горючее. Формальным поводом стало закрытие нескольких десятков АЗС, на которых топливо просто закончилось: весть быстро разошлась по стране, породив «цепную реакцию».
В понедельник десятки тысяч британцев остались работать из дома – из-за нехватки топлива. Что еще хуже, в результате кризиса остался без бензина персонал национальной службы здравоохранения, включая врачей и медсестер. Британская медицинская ассоциация призвала обеспечить медикам приоритетный доступ к топливу, предупредив, что, поскольку запасы иссякают, существует реальный риск того, что сотрудники системы здравоохранения не смогут выполнять свой долг. И многие школы планируют вернуться к онлайн-обучению, поскольку учителя не могут заправить машины, чтобы добраться до работы.
Daily Mail приводит слова 31-летнего электрика Роланда Маккиббина из Бекенхэма, на юго-востоке Лондона, рассказавшего, что он не смог добраться до работы в понедельник — объехал четыре бензоколонки и так и не смог заправиться.
«В общем, устраивающие панику идиоты лишили меня дохода и прямо вырвали со стола еду для моей жены и пятилетнего сына, потому что, к сожалению, я не могу дистанционно подключать провода к домам людей. Я потратил топливо, проехав около 15 миль в поисках заправки — в конце концов пришлось повернуть назад».
«Вчера я проехала 30 миль в поисках дизеля, но горючего не было», — рассказала 55-летняя директор образовательного благотворительного центра Каренза Пассмор из Лэнгли-парка в графстве Дарем.
А управляющий автозаправочной станцией возле аэропорта Хитроу говорит, что персонал был вынужден закрыть туалеты, чтобы клиенты не отсиживались там в ожидании, пока снова появится горючее.
Версии произошедшего
Автовладельцы вполне решили, что причина прекращения работы заправок — в истощении запасов в хранилищах. Однако британские власти официально заявили — топлива у государства достаточно.
«У нас в стране нет нехватки бензина, — отметил, в частности, министр транспорта Великобритании Грант Шаппс в воскресном телеэфире. — Нам просто надо сделать так, чтобы люди заправлялись тогда, когда им это правда нужно».
Великобритания имеет в своем распоряжении шесть нефтеперерабатывающих заводов с 47 хранилищами, и, по словам главы транспортного ведомства, ни одно из них не опустошено.
Вместе с тем и компании-операторы АЗС, и британские власти, и работники транспортной сферы признают — основная причина нехватки топлива кроется в уменьшении количества водителей бензовозов. Раньше во многих случаях на эту работу устраивались граждане Евросоюза из континентальной Европы. Но после «Брекзита» — выхода Великобритании из ЕС — они не имеют права трудиться на британской территории, как раньше.
Если в разгар пандемии, когда большая часть населения сидела по домам, а машины простаивали в гаражах, проблема нехватки бензовозов не ощущалась, то по мере возвращения к привычной жизни вопрос отсутствия иностранных трудящихся встал как никогда остро.
Эксперты по вопросам энергетики заявили, что они ожидают рост цен на сумму от 3 до 10 пенсов за литр бензина к концу текущей недели (за предыдущие семь дней стоимость выросла почти на 2 пенса). А разъяренные водители уже обвиняют АЗС в искусственной накрутке цен и обманных схемах. По словам многих очевидцев, ряд станций перестали отображать на табло стоимость топлива, пока оно не будет залито в бак, и автовладельцу приходится независимо от его желания заплатить требуемую сумму.
При этом заправки, которые честно стараются держать прежний уровень цен, своей политикой тоже косвенно способствуют нарастанию напряжения: информация о них мигом разносится по интернету, создавая очереди и пробки поблизости.
Пути выхода из кризиса
Обычные водители голосуют фунтом за хоть немного предсказуемое будущее, что уже привело к закрытию более трех тысяч автозаправок (из 5,5 тыс.). Те же АЗС, которые пока работают, вводят строгие квоты на покупку топлива, хотя и это далеко не всегда помогает. Даже при ограничении объема продажи бензина «в одни руки», само количество желающих приобрести его заставляет заправочные станции прекращать работу.
А британские власти тем временем пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, признав наконец потребность в иностранных рабочих, но — лишь частичную. Так, по словам министра Шаппса, правительство решило выдать пять тысяч рабочих виз водителям из государств Евросоюза. При этом, отметил глава транспортного ведомства, срок действия этих разрешений на работу будет ограничен максимум тремя месяцами — только с целью избежать коллапса к Рождеству. После этого иностранцы должны будут вернуться восвояси, а британцы дальше смогут справиться сами.
Логика подобных рассуждений уже вызвала критику со стороны местной Ассоциации грузовых перевозчиков, где отметили: даже для временного решения возникшего кризиса нужно как минимум 90 тысяч водителей, причем прямо сейчас, без всяких бумажных проволочек.
В противном случае на горизонте уже маячит сценарий замкнутого круга, когда бензовозам самим не будет хватать топлива для того, чтобы доставить горючее до АЗС.
Обсуждаются и другие варианты. Например, «переброска» на бензовозы водителей с продовольственных фур. Но тогда не ясно, кто же будет возить продукты (а опасения, связанные с пустыми полками продовольственных магазинов, в Британии в последнее время растут как на дрожжах).
Возможно, подмога придет со стороны военных. Правительство Бориса Джонсона оказалось перед перспективой привлечь сотни солдат для доставки топлива на иссякшие АЗС. Однако для полной реализации этого плана понадобится до трех недель. Вместе с тем, по словам министра транспорта, этот сценарий и вовсе вряд ли будет осуществлен. При этом некоторые станции уже стали объектами усиленной охраны — во избежание конфликтов.
«Это похоже на конец света»
План привлечь военных состоит не только в использовании их в качестве водителей, но и как охрану для бензовозов. И хотя трудно представить, что британские трассы станут простором для дорожных «пиратов», паника приобретает уже совсем абсурдный и оттого опасный характер.
Так, например, один из пользователей Twitter написал о том, что его шурина, который как раз работает водителем бензовоза, на трассе буквально преследовали несколько легковых автомобилей. По словам британца, ему в какой-то момент даже стало страшно за родственника.
На заправке в пригороде Лондона мужчина на джипе сбил сотрудницу кафетерия, объяснив это нервным срывом. Водителя, впрочем, быстро скрутила местная охрана, а девушка отделалась легкими травмами — к счастью, разогнаться в очереди машине было негде.
Вереницы автомобилей тянутся в некоторых местах почти на два километра, и водители проводят в ожидании порой по четыре часа, пока опередившие их «счастливчики» наполняют все имеющиеся в наличии резервуары — в ход идут любые емкости больших объемов, а не только специальные канистры.
Очень часто тем, кто даже долго отстоял в очереди, в итоге ничего не достается, и это, конечно, лишь добавляет агрессивности поведению людей: на нескольких АЗС уже были зафиксированы драки. И пока британцы становятся все злее, тают и надежды на помощь с континента. В частности, представители Союза водителей грузовиков ЕС уже заявили: они не вернутся в Англию, чтобы помогать ей выбираться из кризиса, ею же и созданного.
Британцы продолжают активно делиться в социальных сетях рассказами о своих поездках на работу.
Многие из тех, кто привык передвигаться на автомобиле, вынуждены были в кои-то веки воспользоваться общественным транспортом, что существенно увеличило их время в пути и ощутимо ударило по карману в сравнении с использованием машины.
Те, кто живет в предместьях британской столицы, опасаются, что уже на следующей неделе не смогут попасть на свои рабочие места.
Мэр Лондона Садик Хан, в свою очередь, сообщил, что сотни таксистов, работники медицинских учреждений и т.д. в понедельник, 27 сентября, не вышли на работу — из-за невозможности заправить баки. А некоторые вынуждены были бросать автомобили прямо на дорогах, проехав лишь часть пути. Когда они смогут вернуться за ними и сколько за это время штрафов за неправильную парковку получат, как грустно шутят в соцсетях британцы, — не ясно.
Сообщения о возможной нехватке продуктов вкупе с увеличением тарифов на газ и так ослабили позиции правящей партии и премьера Джонсона. Добавившийся топливный кризис наверняка лишь усугубит тенденцию. И, возможно, породит среди британцев еще больше сомнений в том, что «Брекзит» был адекватным решением.
– Все свидетельства в интернете об обстановке на АЗС правдивы, это не фейки, конечно, — рассказал житель Шеффилда, автовладелец Дэвид Блинкенсопп, отвечая на вопрос «МК». — Мне благодаря работе выезжать куда-то приходится не часто, но подобных очередей я не видел никогда. Вокруг моего дома из трех ближайших заправок закрылись уже две. В Лондоне все пытаются списать на пандемию коронавируса, но мы задаемся вопросом — почему даже в странах, которые беднее нашей, таких проблем не возникает? Brexit…